Пять типов вопросительных предложений

Рейтинг: 211

В англйском языке существует пять типов вопросительных предложений (или пять типов вопросов):

  1. Общие вопросы.
  2. Разделительные (расчлененные) вопросы.
  3. Специальные вопросы.
  4. Вопросы к подлежащему или его определению.
  5. Альтернативные вопросы.

1. Общий вопрос (требует ответа ДА или НЕТ) начинается с соответствующей формы глагола to be (am, is, are, was, were), с модального (can, may, must, sall, sould, need) или любого вспомогательного глагола (do, does, did). Вслед за вспомогательным глаголом следует подлежащее (you, the children) или группа подлежащего (your younger sister). А смысловой глагол ставится после подлежащего:

Are you doing anything special tonight?  - Yes, I am. / No, I’m not.
Can your friend speak fluent English?    - Yes, he can. / No, he can’t.
Do you speak English well?  -  Yes, I do. / No, I don’t.
Did the children have breakfast?  - Yes, they did. / No, they didn’t.
Did your younger sister help you with the housework?  - Yes, she did. / No, she didn’t.

В сложных временах (когда сказуемое состоит из 2-3 вспомогательных глаголов) только первый глагол ставится перед подлежащим:
Has he been working since morning?  - Yes, he has. / No, he hasn’t.
Have you done your homework? - Yes, I have. / No, I haven’t.
Will the article have been written by 11 o’clock?  - Yes, it will. / No, it won’t.

На общие вопросы ответы даются краткие. В кратких ответах можно употреблять наречия, перед вспомогательными или модальными глаголами:
Do you have breakfast at home? – Yes, I always do. / No, I never do.
Will they go to the theater tonight? – Yes, they probably will. / No, they definitely won’t.

Отрицательная форма общих вопросов.
Очень часто, когда мы говорим по-русски, мы задаем вопросы в отрицательной форме, как будто мы все время сомневаемся, например:
Не знаете ли его адреса? Не хотите ли пойти в кино? 
В английском языке такие вопросы будут положительными!
Do you know his address? Do you want to go to the pictures?

НО, если мы хотим выразить удивление: разве? неужели?  то употребляем общие вопросы в отрицательной форме (частица not сливается с глаголом to be, вспомогательным или модальным глаголом – weren't, wasn’t, can’t, mustn’t и т.д.):
Don't you know his address? -  Разве (неужели) вы не знаете его адреса?
Haven’t you read this article?  - Неужели (разве) вы не читали этой статьи?
Mustn’t you go there tonight?  - Разве (неужели) вы не должны пойти туда сегодня вечером?

А вот с ответами на такие вопросы нужно быть внимательными! Дело в том, что в английском языке в утвердительном ответе всегда стоит - YES, а в отрицательном  – NO. А в русском языке НЕТ может стоять и в отрицательном и в утвердительном ответе:
Don't you know his address? -  Yes, I do (Нет, знаю  = Да, я знаю) /  No, I don't. (Нет, я не знаю)
Haven’t you read this article?  - Yes, I have (Нет, читал = Да, читал)  / No, I haven’t (Нет, не читал)
Mustn’t you go there tonight? – Yes, I must (Нет, должен = Да, должен) / No, I mustn’t (Нет, не должен)

Если это немного запутанное объяснение, то обратите внимание, что в ответе “Нет, знаю” – глагол стоит в утвердительной форме – знаю (Yes, I do), и в ЛОГИЧНОМ английском языке вы должны усилить положительный ответ словом YES. В то время как в ответе "Нет, я не знаю" – глагол стоит в отрицательной форме  - не знаю (No, I don’t) и отрицательный ответ усиливаем словом NO.

2. Разделительный вопрос (расчлененный) состоит из двух частей. Первая часть это повествовательное (рассказывающее о чем-то) предложение утвердительное или отрицательное. Вторая часть (короткая) – вопросительная, представляет собой краткий общий вопрос, состоящий из местоимения, заменяющего подлежащее, и вспомогательного или модального глагола:
You always get up at seven on weekdays, don't you?
You worked hard yesterday, didn't you?
You never get up early at the weekends, do you?
It wasn't Sunday yesterday, was it?
He hasn't cleaned the shoes, has he?

Разделительные вопросы мы используем когда нам нужно подтвердить свои знания (информацию).
Ты всегда встаешь в 7 по будням, не так ли? (не правда ли? / да? / не так ли?) - You always get up at seven on weekdays, don't you?

Если мы ожидаем услышать утвердительный ответ, то сначала строим утвердительное предложение, а вопрос будет отрицательным:
You worked hard yesterday, didn't you? Вы работали усердно вчера, не правда ли?
Если мы ожидаем услышать отрицательный ответ, то сначала строим отрицательное предложение, а вопрос будет положительным:
You didn't work hard yesterday, did you? Вы не работали усердно вчера, не правда ли?

Ответы на разделительные вопросы обычно бывают краткими:
You worked hard yesterday, didn't you? Вы работали усердно вчера, не правда ли? Yes, I did.  – Да, усердно. / No, I didn't. – Нет, не усердно.
Но тут стоит заметить, что ожидали мы положительного ответа! Поэтому ответ, скорее всего,  будет: Yes, I did.
She has gone to London, hasn’t she? Она уехала в Лондон, не так ли? (мы знаем, что она уехала, т.к. она нам об этом говорила 3 недели назад, но мы просто подтверждаем свою информацию).
 It wasn't Sunday yesterday, was it? – No, it wasn't. Вчера было не воскресенье, не так ли? -  Да, не воскресенье.  Yes, it was. – Нет, воскресенье.
 He hasn't cleaned the shoes, has he? – No, he hasn’t. Он не почистил свои ботинки,  не так ли? – Да, не почистил. / Yes, he has. - Нет, почистил.

3. Специальный вопрос начинается с вопросительного слова (what, when, which, who, where, why, how, how many, how long, how much, whom, whose), за которым следует глагол to be, вспомогательный или модальный глагол, затем ставится подлежащее и все остальные части предложения:
What do you usually do at the weekends? – I usually  go to the gym or play volleyball.
When do you get up on weekdays? – On weekdays I get up at 7 o’clock. / At 7 o’clock.
How many pupils are there in your English class? – There are 12 pupils in our class. / 12
What did the teacher do yesterday? – He read an interesting story.
To whom did you tell a lie? – To the teacher. / I told a lie to the teacher.
What newspaper did you read last week? – I read The Times. / The Times.
How long does it take you to get to school by bus? – It takes me no more than 10 minutes. / No more than 10 minutes.

Из примеров видно, что можно ответить полным предложением или одним смысловым словом.
On weekdays I get up at 7 o’clock. / At 7 o’clock.

Еще один интересный момент со словами who? whom?, многие считают что только вопросы к подлежащему задаются с помощью этих слов, но давайте сравним вопросы к предложению:
I was at a party yesterday. I met Jane there. Нам интересно второе предложение. У нас есть 2 действующих лица в предложении Я и Джейн.
Вопрос к подлежащему будет выглядеть так:
Who met Jane there? (более подробно рассмотрим этот тип вопросов ниже, в 4 пункте)
А вопрос к другому действующему лицу не будет вопросом к подлежащему, это самый обычный специальный вопрос:
Who (whom) did I meet there?
Еще несколько примеров специальных вопросов:
To whom did you show the letter? = Who did you show the letter to?
With whom did you go to the movies? = Who did you go to the movies with?

4. Вопрос к подлежащему или его определению  начинается с вопросительных местоимений who, what, за которыми следуют либо смысловой глагол (в форме 3 лица единственного числа), либо глагол to be (в форме 3 лица единственного числа) или модальный глагол:
Who wakes up early every morning? – My sister does.
What helps you to learn English? – Books and programs do.
Who can play tennis? – I can.
Who is at home today? – My friends are.

Как видно из примеров, вопросы всегда задаются в 3 лице единственном числе, ответы же согласуются с местоимением или существительным, которое употребляется в предложении-ответе.
Who wants more coffee? – I do. / Nobody does.
What has happened to our cat? – Nothing special has.
Who is standing at the window? – My uncle is.
Who teaches you? – Mrs. Brown does.

Теперь что касается вопросов к определению подлежащего, такие вопросы начинаются с вопросительных местоимений what? which? whose? how much? how many? за которыми следует подлежащее:
What book is lying on the table? – An old book is.
How many people work in the office? – Fifteen do.
Whose parents came yesterday? – His parents did.

5. Альтернативный вопрос представляет собой два общих вопроса, соединенных союзом or. Второй вопрос чаще всего бывает не полным:
Is it a book or (is it) a textbook?
Does Dan get up early or (does he get up) late?
Do you like tea or (do you like) coffee?
Is he reading or writing?

Ответы на альтернативные вопросы чаще всего полные:
It’s a book.
He gets up early.
I like tea.
He’s reading.

Альтернативные вопросы могут также начинаться с вопросительного слова:
Which do you prefer: tea or coffee?
What are you reading: a book or a magazine?
Where were you: at work or at home?

Ответы:
I prefer coffee.
I'm reading a magazine.
I was at home.

Если альтернативный вопрос относится к подлежащему, то и перед вторым подлежащим нужно ставить вспомогательный или модальный глагол:
Did you write the article, or did your brother? – My brother did. / I did.
Will you go there, or will your sister? – My sister will. / I will.

 

В заключении, зададим все 5 типов вопросов к одному предложению:

The teacher gave an interesting story to the students yesterday.

  1. Did the teacher give an interesting story to the students yesterday?
  2. Did the teacher give an interesting story to the students or to the parents yesterday?
  3. When did the teacher give an interesting story to the students? (what, to whom, what story)
  4. Who gave an interesting story to the students yesterday?
  5. The teacher gave an interesting story to the students yesterday, didn’t he?
up 211 users have voted.


Другие материалы по данной тематике:

Вопросительные слова (question words)
Расчлененные вопросы (tag questions)